воскресенье, 13 июля 2008 г.

ЗАЛОЖНИКИ ПАНКИССКОГО УЩЕЛЬЯ



Çeçenistanda müharibe çoxdan senqiyib. Amma hele de bir çox çeçen vetenlerine döne bilmeyerek dünyanın müxtelif ölkelerinde qaçqın heyatı sürdürür. Müharibenin ilk günlerinde Çeçenistanla Gürcüstanı ayiram sıldırım dağ aşırımlarını keçerek Pankisi vadise gelen çeçnlerin veziyyeti hele de acınaqlı olaraq qalır. Müxtelif ölkelere sepelenmiş çeçen qaçqınlar arasında en çox yardıma ehtiyacı olanlar belke de mehz Pankiside yaşayanlardır. Onlar vetenlerine bu qeder yaxın olmalarına baxmayaraq, ona hesret qalıblar.
Pankisede olduqdan sonra orada gördüklerim ve teessüratlarım barede bir yazı yazmağa qerara aldım.

_____________

Всего несколько лет тому назад слово Панкиси можно было услышать и увидеть кадры из ущелья в эфире почти всех мировых телеканалов. Война в Чечне была в самом разгаре, каждый день десятки семей, одолевая горные рубежи, бежали от войны в Чечне за перевал – в Панкиси. Бежали и становились беженцами – людьми, нуждающихся в еде и крыше над головой.
Панкисское ущелье это Грузия, Кахетия. Здесь в основном проживают кисты или
кистинцы. Кисты, исповедующие ислам, утверждают, что являются этническими чеченцами. Однако фамилии кистинцев заканчиваются на «швили», как у грузин. По словам местных стариков, кистинцы перебрались сюда 200 лет назад в результате войны с Россией, аннексировавшей Кавказ.
Село Дуиси - место, где компактно проживают беженцы. Тут их около 100 семей
и все живут в ужасных условиях. Единственную помощь оказывает ООН, но явно недостаточно. Сейчас каждой семье выдается по 30 лари в месяц (около 20 долларов). Некоторое время назад вместо денег давали 27 кг муки, а также другие продукты. За последние месяцы дважды продукты раздавали турки. По словам беженцев, грузинское правительство им практически не помогает.
Аксакал села Дуиси Хасо Хангошвили говорит, что местные жители отдавали свои дома чеченским беженцам. "Грузины или чеченцы, это не имеет значения, народ у нас такой. Нас чеченцев очень мало, поэтому, где бы мы не жили, мы должны быть дружны. Сколько десятилетий мы живем здесь, никогда не забывали свои адаты и язык", - подчеркивает член совета старейшин.
В селе есть хозяйственные здания, которые были переданы беженцам для проживания. Каждой семье выделено по комнате. Иногда в комнате живут до семи человек.
24-летняя Зарина Газзеева - мать пятерых детей, живет с ними в одной из таких комнат. По середине комнаты - печь, по краям три кровати, на одной из которых лежит маленький сын Зарины, и глядит на очередных незнакомцев. Несмотря на все сложности, люди не забывают кто они, это можно заметить по плакату молящейся девочки на стене и чеченскому флагу, висящему у входа в комнату. По словам Зарины, она не работает, муж тоже не имеет постоянной работы, живут на 300 лари, выделяемые миссией ООН и грузинским правительством.
Глава администрации Ахметского района, где находится Панкиское ущелье, Георгий Майсурадзе говорит, что в 2000 году сюда прибыло около 8 тысяч чеченских беженцев, и все главные проблемы района связаны с этим периодом. Но сейчас их намного меньше, многие самостоятельно перебрались в Турцию, Азербайджан, Казахстан, а некоторые вернулись в Чечню.
"После 2004-го года проблемы начали постепенно разрешаться. В данный момент у нас два детских сада, библиотека, восстанавливается дорога длиной 4 километра", - отмечает Майсурадзе. Глава администрации говорит, что здесь также существует Ходорская ГЭС, и 700 человек устроились туда на работу. Идет второй этап строительства электростанции.
В Ахметском районе проживают 42 тысяч человек, из них 6,5-7 тысяч кистинцы. Местные власти считают, что для устранения безработицы нужно развивать виноградство и земледелие. Чтобы стимулировать развитие сельского хозяйства людям выдали трактора и другую технику. Беженцы выращивают зерно, кукурузу.
На каждую семью выдается по 20 литров солярки для обработки земли и сбора урожая.
В целом же в селе безработица и нищета. Один из таких безработных кистинец Муслим имеет небольшой участок земли. Он не женат, говорит, что урожай, который он собирает на огороде, еле хватает ему самому. Еще он занимается животноводством, а когда совсем нет денег, продает старинные ковры, которые достались ему от предков.
По словам Г.Майсурадзе правительство серьезно работает над тем, чтобы открыть новые рабочие места. "Здесь кругом леса, можно заниматься переработкой. У нас разные направления. Мы хотим развить консервное производство. Чтобы население сдавало свою продукцию на переработку», - отмечает глава администрации.
Другой проблемой остается образование. Многие беженцы не имеют среднего образования, не хватает учебников. Беженцы не владеют грузинским языком, и обучаются на русском языке в центральной школе села. Принимать учебники, предоставляемые Россией отказываются.
По словам Х. Хангошвили с 1944 года здесь нет чеченских школ и все местные жители учатся на грузинском. «Если мы сейчас потребуем, что хотим учиться на чеченском языке, думаю, это будет невозможно», - говорит он.


Ardı burda: http://www.contact.com.az/index.php?type=news&lang=ru&news_id=6726

Комментариев нет: